Нет мультиков кроме Аниме и Миядзаки - Создатель их...
Хаяо Миядзаки родился в Токио, в 1941 году, в семье директора
небольшого авиационного завода, поставлявшего армии крылья для
истребителей. В школьные годы Хаяо, подражая своему кумиру, художнику
Осаму Тэдзуке, хочет рисовать комиксы, но понимает, что это не его
жанр, увидев в кино первый в Японии цветной мультфильм, "Легенду о
белой змее" (1958). Образование его имеет мало общего с кино: он учится
экономике в престижном университете Гакусюин, где горячо увлекается
марксизмом и состоит в клубе по изучению всемирной детской литературы.
Закончив университет по специальности политолога и экономиста, Миядзаки
поступает на работу фазовщиком - рисовальщиком промежуточных кадров на
киностудию "Тоэй" (Toei Douga), японский аналог "Союзмультфильма". Во
время работы в "Тоэй" Хаяо знакомится с Исао Такахатой, вместе они
создают профсоюз молодых аниматоров студии, но профсоюзная борьба
приносит Миядзаки и Такахате множество проблем. Первый их совместный
фильм "Похождения солнечного принца Гора" (1968) снимается с проката
через десять дней после выхода на экраны. Тем не менее, Миядзаки
продолжает работать, принимая участие в создании полнометражных фильмов
"Кот в сапогах" (1969), "Корабль-призрак" (1969). В том же году Хаяо
под псевдонимом Акицу Сабуро публикует свою первую мангу "Люди
пустыни", однако в те годы опыты с мангой продолжения не получают. В
1971 году Миядзаки и Такахата создают свою собственную студию "A Pro",
но первый же их проект, экранизация книги Астрид Линдгрен "Пеппи
Длинныйчулок" проваливается, не получив от владельцев книги прав на
съемки, и неудавшиеся "бизнесмены" переходят в студию TMS, где работают
над ТВ-сериалом "Люпен III". Затем был фильм Такахаты "Панда большая и
маленькая", автором сценария которого был Хаяо. Он приводит на премьеру
своих детей, и фильм выдерживает "проверку": малыши остаются довольны.
В июне 1973 г., друзья снова меняют работу и на студии "Дзуйо
Энтерпрайзес" снимают цикл телесериалов по произведениям западной
литературы. Изучая места действия будущих фильмов, Миядзаки побывал в
Швейцарии, Италии и Аргентине. В 1978 году Хаяо заявляет о себе как
режиссер в мультсериале "Конан - мальчик из будущего", а после дебюта
на телевидении снимает свой первый кинофильм "Люпен III: Замок
Калиостро", и об авторе впервые заговаривает публика. Позже журнал
Animage начинает печатать его роман в картинках "Навсикая из Долины
ветров" (1982-1995), который был экранизирован в полнометражный фильм,
потрясший Японию, в 1984 году. Сорокатрехлетний Миядзаки становится
классиком, и в 1985 году создает собственную студию "Дзибли" (Ghibli),
на которой один за другим снимает такие свои сказочные шедевры, как
"Небесный замок Лапута" (1986), "Сосед Тоторо" (1988), "Кики - ведьмина
доставка" (1989), фильм об авиации "Порко Россо" (1992), а также
поддерживает выход на экраны фильмов своего друга Такахаты: трагическую
антивоенную картину "Могила светлячков" (1988), "Слезы о прошлом"
(1991) и "Помпоко, война тануки" (1994). При высочайшем классе рисунка
"Дзибли" настороженно относится к техническим новинкам, но в "Шепоте
сердца" (1995, режиссер - Ёсифуми Кондо) был применен цифровой звук и
элементы компьютерной графики. Эксперименты с компьютером Миядзаки
продолжает в шестиминутном клипе "On Your Mark" (1995) на песню
японского рок-дуэта Chage & Aska, готовясь к следующей большой
работе. Ею становится монументальная философская и мрачная кинокартина
"Принцесса Мононоке" (1997), рискованный проект, поскольку исторические
фильмы непопулярны, и коммерческий успех фильма отчасти парадоксален -
из всех произведений Миядзаки эта лента, пожалуй, дальше всего от
развлекательного кино. Несмотря на заявление, сделанное перед выходом
"Мононоке", режиссер не оставляет кино. В 2001 году на экраны выходит
красочная и экзотическая сказка "Унесенные призраками". Фильм этот имел
громкий успех в Японии и за ее пределами (2002 г. - премия Берлинского
кинофестиваля, 2003 г. - премия "Оскар"). Премьера новейшего фильма
режиссера, "Ходячий замок Хаула" (2004), снятого по книге английской
писательницы Дианы Уинн Джонс, состоялась на 61-м Венецианском
кинофестивале, получив приз за техническое мастерство. Через год, здесь
же Миядзаки удостаивается главной награды - "Золотого льва" за вклад в
мировое киноискусство. И конкретно:
Творчество
Миядзаки создал или участвовал в создании множества полнометражных аниме. Кроме того, он также автор нескольких манг.
В Японии фильмы Миядзаки имели огромные кассовые сборы и встретили
большой успех у критиков. Фильм «Унесённые призраками» стал самым
прибыльным фильмом в Японии за всю историю, «Принцесса Мононокэ» и «Ходячий замок» также имели огромный успех. Несмотря на это, до выхода в 2002 году фильма «Унесённые призраками», за пределами Японии он был известен мало. Многие его фильмы посвящены теме взаимоотношений человечества с природой и технологиями.
Моей сестрёнке(яп.妹へИмо:то э) - шестистраничная графическая поэма, опубликована в 1982 в книге о ранних работах Миядзаки и Оцуки "Мир Миядзаки Хаяо и Оцука Ясуо".
Век летающих лодок(яп.飛行艇時代Хико:тэй дзидай) - 1990 (часть Записных книжек Миядзаки Хаяо, 15-тистраничная манга, на основе которой снимался Порко Россо)
Записная книжка Миядзаки Хаяо(яп.宮崎駿の雑想ノートМиядзаки Хаяо но дзассо: но:то) - графические статьи, печатавшиеся в журнале Model Graphix с 1982 по 1992 годы и выпущенные отдельным томом в 1992 году.